Из истории развития АТО "ЦАТК".
И.о. начальника Норильского строительства и ИТЛ НКВД Никифорова (замещавшим в то время
начальника строительства Матвеева Владимира Зосимовича), был подписан приказ за № 180, об
организации транспортной конторы, включающей в себя: конбазу, авиапорт, гараж и службу погрузочно-
разгрузочных работ.
|
---|
|
---|
Это было одно из первых предприятий, созданных на Норильской земле. Напомним, что сам Норильский ком
бинат или Норильское строительство начало свое существование с июня 1935 года, а с июня 1937 года, до
начала 50 годов Автотранспортная контора осуществляла перевозки грузов практически всем предприятиям
комбината, выполняла пассажирские перевозки, занималась ремонтом и содержанием автодорог всего про
мышленного района. Далее из ЦАТКа выделяются самостоятельные подразделения: пассажирская автобус
ная контора, цех механизированной снего-борьбы.
А ЦАТК остаётся генеральным перевозчиком грузов комбината.
|
---|
Славная история развития ЦАТК послужила мощным развитием использования автотранспорта в системе
комбината. ЦАТК всегда был полигоном творческих, технических и эксплуатационных идей.
|
---|
ЦАТК по праву считается кузницей кадров. Многие его бывшие специалисты: водители, автослесари и ИТР
работают в других подразделениях горной компании, как на рядовых должностях, так и руководящих, оправдывая честь нашего коллектива.
|
---|
Напомним начальников и директоров, возглавлявших в разное время предприятие:
|
---|
- Соловьев А.Н. -1937г.
|
---|
- Черепанов Ф.А. -1937г.
|
---|
- Смирнов -1938г.
|
---|
- Едунов А. П. -1938г.
|
---|
- Загинайко И.А. -1939г.
|
---|
- Дружинин -1939г.
|
---|
- Внуков Я.А. -1940г.
|
---|
- Волков -1941г.
|
---|
- Внуков Я.А. -1941г.
|
---|
- Матевич Н.И. -1942г.
|
---|
- Лаврушко Л.М. -1944г.
|
---|
- Шапиро -1944г.
|
---|
- Абелевич Л.А. -1945г.
|
---|
- Ижко Е.Ф. -1947г.
|
---|
- АбелевичЛ.А. -1948г.
|
---|
- Александров И.М. -1951г.
|
---|
- Латышев А. Т. -1966г.
|
---|
- Поляков В. К. -1982г.
|
---|
- Клок ГГ. -1987г.
|
---|
- Насонов Н.С. -1992г.
|
---|
- БукаткинВ.В. -1994г и по настоящее время
|
---|
Плодотворно трудились на протяжении ряда лет главные инженеры:
|
---|
- Букин А.А. - с 1947г.,
|
---|
- Гершензон Ю.Г. - с 1953-1964г.
|
---|
- Ермоленко Н.С. - с 1970-1974г.
|
---|
- Смоляк А.П. - с 1978-1983г.
|
---|
- Насонов Н.С. - с 1983-1992г.
|
---|
- Макеев П. П. - с 1994г. и по настоящее время.
|
---|
Вместе с комбинатом в ЦАТКе выросли специалисты, способные в сложных условиях решать любые поставленные перед ними задачи.
|
---|
Объединением транспортных средств, которыми располагало Норильское Строительство в 1937 году: тракторов, автомашин и лошадей, послужил тот факт, что при вывозе грузов с зазимовавших пароходов в Пясинской системе озёр, доказало их эффективность при совместной работе. Что и позволило начать строительные работы на комбинате.
|
---|
Как и на всех предприятиях той поры, становление автотракторного парка происходило очень тяжело. Полярная ночь. Мороз. Пурга и снег. Мошка и болота. Отсутствие гаражей, дорог, водителей, слесарей, тепла - накладывало неимоверные трудности на коллектив. Но он выдюжил. Да другого и не было дано небольшой коллектив. Но он выдюжил.
|
---|
Уже в 1938 году автобаза имеет 23 автомашины и 24 трактора. В основном это автомашины: ЗиС-5, ЗиС-6, а трактора - ЧТЗ "Сталинец". Строится холодный гараж на 14 тракторов.
|
---|
Перед самой войной в автобазе появляются самодельные автобусы - 3 шт., строится капитальный гараж на 100 машино-мест, а также прокладываются дороги.
|
---|
В 1942 году - создается цех реставрации автомобильных и тракторных деталей.
|
---|
В декабре 1943 года - вступает в строй крекинг - установка, позволяющая снизить остроту проблемы нехватки горючего, хотя часть машин была переведена на газогенераторы, другая часть работала на смеси бензина с легроином, а 26 автомашин пришлось перевести на твердое топливо.
|
---|
В навигацию 1944 года на автобазу поступило 28 американских автомашин "Студебеккер". Их сборка с изготовлением кузовов проводилась силами автобазы, как и в дальнейшем организовано изготовление и реставрация запасных частей. Освоено хромирование деталей.
|
---|
Как вся страна и комбинат, так и автобаза, с начала 1945 года жила предверием Победы. Предприятие работало с подъемом. И вот 9 Мая. Гудела ТЭЦ. Митинги, радость.
|
---|
17 мая - Указ Правительства о награждении 337 норильчан.
|
---|
Наступили мирные трудовые будни. В послевоенные годы продолжалось строительство комбината, расширялась его сырьевая база, расширялась и автобаза. В 1947-49 годах строятся гаражи на Никелевом и Медном заводах, а в связи с расширением работ на руднике открытых работ "Медвежий ручей", на борту карниза строится гараж на 20 машино-мест.
|
---|
В марте 1947 года автобаза переименована в автотранспортную контору, а в мае 1949 года - в Центральную автотранспортную контору.
|
---|
В 1951 году ЦАТК состоял из: авторемзавода, автобусного парка, автобазы строительства широкой колеи, тракторного отдела, дорожно-эксплуатационного цеха, трех грузовых колонн и гаражей: медеплавильного завода и управления рудниками. В этом же году автотранспортной конторой сделано 12347000 тонно-километров, перевезено 5114000 тонн грузов. Автотранспортом всего комбината перевезено 8 млн. тонн, из которых парком автотранспортной конторы перевезено 64 % всех грузов. В то же время автопарк ЦАТК составлял всего лишь 37 % от общего количества автомашин комбината.
|
---|
С 1954 года начинается реорганизация автотранспорта комбината и ЦАТК в том числе: выделяется пассажирский автотранспорт.
|
---|
В 1955 году ЦАТК передается 100 автомашин других предприятий.
|
---|
В 1957 году - создается АТК Управления строительства. В 1959 году - организован цех механизированной снегоборьбы.
|
---|
За ЦАТК остаются функции генерального перевозчика грузов НГМК. Автомашины ЦАТК обслуживают все рудники, все металлургические заводы, Обогатительную фабрику и другие предприятия НПР.
|
---|
В 1958 году ЦАТК, одним из первых в стране, была внедрена транспортировка горной массы, карьерным автосамосвалом МАЗ-525, грузоподъемностью 25 тонн (прозванного водителями "четвертаком").
|
---|
В 1960 году было получено 50 таких автомашин, а в 1961 году -еще 32 машины, которые в течении шестнадцати лет (с 1958 года) эксплуатировались в наших карьерах и до 1966 года она была единственной машиной от выносливости и работоспособности которой зависела не только программа предприятия, но и комбината в целом.
|
---|
С внедрением этого автомобиля в производство, пришлось полностью реконструировать техническую базу: изготовить приспособления и оснастку для технического обслуживания, наладить ремонт быстроизнашиваемых агрегатов, освоить изготовление и реставрацию крупно-габаритных запасных частей, для выполнения которых, ЦАТК в то время не располагал необходимым станочным и подъемно-транспортым оборудованием.
|
---|
Начало 60-х годов ознаменовалось для комбината открытием Талнахских руд и водители ЦАТК вместе с водителями АТК УС начали первыми возить уголь в поселок Геологов, сначала по ледовой дороге через реку Норилку, а в летнее время, с 1963 года, по сорока четырех понтонному мосту.
|
---|
17 июля 1965 года, в день Металлурга, по улицам Норильска прошла колонна КрАЗов, груженных рудой Талнаха. Колонна автомашин пришла на Норильский берег по понтонному мосту, но уже вот-вот начнутся испытания 600-метрового моста. "Праздник Первой руды" вылился в торжество городского масштаба.
|
---|
В навигацию 1966 года комбинат получил новые мощные самосвалы БелАЗ-540, грузоподъемностью 27 тонн. Вот, что сообщала "Заполярная правда" от 28 января 1967 года: "Они были переданы ЦАТК и сразу вышли на линию. Однако через 2-3 месяца один за другим начали массово останавливаться из-за выхода из строя подшипников. Запасных не было. Тогда рабочие авторемонтного цеха ЦАТК разработали приспособления и сделали подшипники. Даже круглые металлические шарики выточили и отшлифовали. Такой работы в истории ЦАТК никому не приходилось делать. БелАЗы вышли на линию".
|
---|
Освоение новой модели автомашины потребовало введения корректировки в ремонтное производство, но как было сказано выше, благодаря высококвалифицированным кадрам водительского, ремонтного и инженерно-технического персонала, перестройка технологического процесса была успешно завершена. А через два года в 1968 году, коллектив приступил к освоению более высокопроизводительного автомобиля БелАЗ-548, грузоподъемностью 40 тонн.
|
---|
В 1974 году машинный парк КрАЗов и БелАЗов пополнился пятидесятью западно-германскими автомашинами "Магирус-290", грузоподъемностью 15 тонн. Они были использованы на перевозке технологических грузов. А в октябре 1975 года, коллектив ЦАТК досрочно выполнил план 9-ой пятилетки. Перевезено 257 млн. тонн различных грузов. И до конца года было перевезено еще 18 млн. тонн.
|
---|
С начала 80-х годов, производство цветных металлов стабилизировалось, пошли на убыль капитальные вложения, грузовая работа возросла незначительно, лишь на 3%. Стали превалироровать организационные вопросы, выявляться возможности повышения эффективности и качества ремонта. В это время, с 1 сентября 1982 года и был назначен начальником ЦАТКа Поляков Валентин Константинович который, как ни кто другой, понимал задачи, поставленные перед ним. Была принята и большей частью осуществлена программа широкой реконструкции гаражей, авторемонтномеханической службы, складов, энерговооружения предприятия, бытовых помещений и прилегающей территории. Все работы проводились силами работников ЦАТК. Были дни, когда на бетонирование прилегающих к гаражам площадок принималось от 1000 до 1200 кубометров бетона. Были построены парные для рабочих, "стол заказов" с магазинами, подземные переходы и тренажерный зал и многое другое.
И все это происходило на фоне постоянного выполнения и перевыполнения производственных планов.
|
---|
Проводились конкурсы мастерства.
Сандружина 1986 года - была одна из лучших в комбинате.
Проводились спартакиады ЦАТК.
Был создан духовой оркестр.
Открылся филиал библиотеки.
|
---|
Ремонтники совместно с ИТР создали действующие модели 40-тонного и 80-ти тонного БелАЗов, которые принимали участие в демонстрациях трудящихся, а сейчас украшают территорию ЦАТКа.
|
---|
Дальнейшие планы: окончание реконструкции авторемонтных мастерских, строительство второй покрасочной камеры, строительство двухэтажной столовой, модернизация и перевооружение ремонтной базы, удалось осуществить пришедшим на смену Полякову Валентину Константиновичу, сначала: Клоку Григорию Гавриловичу, а затем Насонову Николаю Степеновичу.
|
---|
Ну, а на долю сегодняшнего директора АТО "ЦАТК" (с 1994 года назначен Букаткин Владимир Васильевич, который прибыл в Норильск в 1986 году. И с этого же года связавший свою судьбу с центральной автотранспортной конторой, отдавая все свои силы, знания и опыт на благо коллектива. Благодаря хозяйскому таланту и настойчивости в 1996 году было завершено строительство здания управления с компьютерной техникой и сетью. А в последние годы, занимающегося более эффективным использованием автотранспортных средств в условиях рыночной экономики), было не только завершение строительства управления ЦАТК, но и более глобальные задачи экономического и производственного характера.
|
---|
С приходом новых управленцев в НГМК, позволило ЦАТК начать реорганизацию, которая продолжается и по сей день.
|
---|
В 1997 году к ЦАТК присоединились 14 автохозяйств (ДХО "Норильскторг", гаражи: ТОФ, Аглофабрики, ГМОИЦ, ЦХЛ. ДЭБиР, "Норильскавтоматика", Медного и Никелевого заводов и др.). Всего около 380 единиц транспорта.
|
---|
Официальной датой рождения АТО "ЦАТК" было 20 апреля 1998г FONT>. И далее:
- в 1999 году присоединен грузовой автотранспорт профилактория "Валек";
|
---|
- в апреле 2000 года в ЦАТК влилось АТЦ Надеждинского металлургического завода;
|
---|
- в феврале 2002 года введен в состав АТО "ЦАТК" - АТУ АО "НГК" (бывшее АТК Управления строительства).
Все это позволило минимизировать не только численность водителей и ремонтного персонала и ИТР, но и рациональней использовать транспорт, уменьшить его количество, а следовательно, уменьшить и затраты.
.
|
---|
Серьезный подход к организации работ по охране труда и здоровья трудящихся на предприятии со стороны директора АТО "ЦАТК" Букаткина В.В. и главного инженера Макеева П.П. дает положительные результаты. Многочисленные данные свидетельствуют об устойчивой тенденции снижения травматизма, заболеваемости трудящихся, улучшения состояния рабочих мест предприятия.
|
---|
Наряду с успешным решением производственных задач в АТО "ЦАТК" уделяется большое внимание отдыху трудящихся. Для их полноценного досуга созданы все необходимые условия: это турбазы на реке Лама, реке Норилка (р. Норильская), небольшой речной флот на котором работники нашего предприятия совершают поездки для сбора грибов и ягод как в окрестностях акватории реки Норилка, озера Мелкого и озера Лама - с посещением туристического комплекса.
|
---|
Традиционным стало на предприятии проведение Дня автомобилиста, где чествуют передовиков и ветеранов ЦАТК.
|
---|
Нельзя не отметить участие наших работников в спортивных мероприятиях, проводимых между подразделениями АТО "ЦАТК", а также в Спартакиаде ЗФ ОАО "ГМК "Норильский Никель" по таким видам спорта как: волейбол, баскетбол, мини-футбол, ручной мяч, настольный теннис, бадминтон, футбол, плавание, стрельба, шахматы, шашки.
|
---|
Еще большие дела стоят перед АТО "ЦАТК" в будущем. Коллектив предприятия пришел к своему юбилею активным и жизнеспособным: нам по плечу задачи, поставленные руководством ЗФ ОАО "ГМК "Норильский Никель", и мы с уверенностью смотрим в будущее.
|
---|
В создании истории АТО "ЦАТК" были использованы документы из городского архива, музея истории освоения развития НПР, архива ЦАТК, а также воспоминания ветеранов предприятия.
|
---|
|
---|